
В газете «Советская Сибирь» о старте альпиниады написали так: «Участники покорения Белухи, одетые в добротные альпинисткие ботинки, окованные дюймовыми стальными шипами, в тёмно-зелёных брезентовых куртках и тёплых шлемах, с новенькими ледорубами, твёрдо отбивая шаг, направились на вокзал».
В Улале (ныне Горно-Алтайск) к участникам восхождения присоединились алтайские альпинисты. Целью экспедиции было доставить бюст Сталина на Белуху, увенчать им склон и, кроме того, «развенчать пережитки местных жителей о злых духах, наказывающих всех, кто пойдёт на вершину».
Для обслуживания альпиниады было выделено два самолёта, 122 вьючных лошади с коноводами из Онгудайского, Усть-Канского и Кош-Агачского колхозов.
Прибыв к подножию Белухи, новички ахнули от изумления. Вершина им показалась отлитой из чистого серебра. Из базового лагеря у ледника Геблера несколько раз отправлялись альпинисты-разведчики для поиска более безопасного восхождения.
4 июля 1935 года было проведено открытое комсомольское собрание, на котором присутствовали коммунисты и руководитель альпиниады. Комсомольцы просили, чтобы им было поручено нести до вершины бюст Иосифа Виссарионовича.
Но «приговор» руководителя восхождения Ивана Долгих был неумолим: «До перемычки Раздельного гребня бюст товарища Сталина понесёт секретарь партийной организации альпиниады товарищ Исупов, а от Раздельного до вершины – вы, комсомольцы».
7 июля началось восхождение. Подъём по снежнику был крут и труден, а за ним начинались чёрные скалы, по которым предстояло карабкаться на вершину Раздельного гребня. Когда достигли его вершины (высота 3096 метров) началось преодоление верхнего ледника, примыкающего к седлу Белухи, который был покрыт трещинами. С отвесных скал постоянно сходили лавины. У альпинистов сохли губы, горели щёки. У некоторых появились признаки горной болезни. На седле Белухи было сделано повторное медицинское освидетельствование участников восхождения. К покорению Восточного пика Белухи было допущено 26 человек. Цепочка альпинистов растянулась далеко по склону. Впереди медленно продвигался мастер спорта Гущин. За ним шла связка комсомольцев, которые поочередно несли рюкзак с бюстом Сталина. Последними в первой колонне шли кинооператоры, снимавшие историческое восхождение.
Во время ночёвки на скалах у шести человек обнаружилась горная болезнь.
На следующее утро начался штурм последних метров. На преодоление совсем короткого расстояния ушло долгих два с половиной часа и, наконец, бюст вождя и знамя торжественно водрузили на вершине, которая до этого момента считалась недоступной для массового восхождения. Сталин смотрел на Восток. Альпинисты провозгласили здравницу в честь вождя, прогремело долгое «Ура!».
У многих альпинистов солнце спалило кожу лица до сильных ожогов, губы распухли так, что многие не могли даже разговаривать. Возвратившихся покорителей Белухи окружили все, кто находился в базовом лагере. После подбрасывания их в воздух, каждый получил по чарке кагора.
Вслед за первой группой восхождение на вершину начала вторая группа в составе 20 альпинистов. Одна из участниц этой группы попала под камнепад и получила травму пальца. При возвращении произошёл ещё один несчастный случай. Последняя связка сорвалась с ледяного склона. Малоопытные альпинисты растерялись и не смогли задержаться на склоне, сшибли ещё две связки и катились 150 метров. На счастье, был снегопад, и слой мягкого снега спас девять альпинистов от неминуемой гибели.
Источник
Journal information