Константин Валерьевич (kovaler) wrote,
Константин Валерьевич
kovaler

Categories:

«Чудеса» в СССР

«Чудом на Гудзоне» назвали американские СМИ аварийную посадку лайнера A320 на поверхность реки Гудзон 15 января 2009 года. С тех пор «чудом» журналисты стали называть все подобные авиационные происшествия.

Одесское чудо

flight4.jpg
Фото: romandor.com

15 августа прошлого «чудо» произошло в России. Пилоты «Уральских авиалиний» Дамир Юсупов и Георгий Мурзин сумели посадить аварийный самолет в кукурузном поле. Выжили все 226 пассажиров и все члены экипажа. На следующий день президент Владимир Путин присвоил лётчикам звания «Герой России».

Это не первый случай в истории отечественной авиации. 16 декабря 1982 года лётчик Юрий Ермаков посадил горящий АН-24 в клеверном поле, не выпуская шасси, на фюзеляж, с двадцатью двумя пассажирами на борту.
АН-24 летел из Курска в Одессу с промежуточной посадкой в киевском аэропорту Борисполе. Когда до черноморского города оставалось всего 110 километров, на борту самолёта отказал один из генераторов, начался пожар и кабину пилотов заволокло едким дымом. Юрий Ермаков начал экстренное снижение.

Земля была скрыта за облаками. Самолёт со скоростью 540 километров в час снижался буквально вслепую. И это не метафора — из-за отказа генератора электроника на борту не работала.

Дым быстро заполнил всё пространство воздушного судна. В начале восьмидесятых годов кислородные маски для пассажиров ещё не были предусмотрены конструкцией самолёта. Чтобы люди в салоне не задохнулись, Юрий Ермаков, нарушая все мыслимые инструкции, приказал на высоте 2000 метров открыть переднюю багажную дверь. Впоследствии это его решение войдёт в изменённое руководство на случай пожара на борту самолёта.

Приземление

АН-24 вышел из облаков, пилоты начали искать место для аварийной посадки. За деревней и высоковольтной линией они увидели ровное поле. Сажали воздушное судно не выпуская шасси, на фюзеляж, вспахав «брюхом» больше 300 метров земли.

flight5.jpg
Фото: romandor.com

Пассажиры и экипаж успели эвакуироваться через багажную дверь до того, как у самолёта взорвался топливный бак. С момента появления дыма в кабине пилотов и до осадки АН-24 в чистом поле прошло всего 7 минут 40 секунд. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

Чудо на Неве

Задолго до «Одесского чуда» в СССР произошла ещё одна похожая аварийная посадка самолёта. Правда, воздушное судно экипажу пришлось сажать не в чистом поле, а на поверхность реки Невы. Случилось это 21 августа 1963 года в Ленинграде. И у этого происшествия гораздо больше причин называться «чудом». Но обо всё по порядку.

Лайнер Ту-124 с 44 пассажирами на борту летел из Таллина в Москву. Вскоре после взлёта экипаж обнаружил, что переднее шасси самолёта заклинило и находится в полуубранном состоянии. Командир экипажа Виктор Мостовой сообщил «земле» о проблеме, диспетчеры приказали пилотам изменить курс и сажать лайнер на ближайшем аэродроме «Шоссейная» (так в то время назывался «Пулково» под Ленинградом).

К 11-ти часам ТУ-124 подлетел к северной столице и стал кружить над городом, вырабатывая топливо. Члены экипажа через пробитую в фюзеляже дыру попытались шестом выправить заклинившее шасси, но у них ничего не получилось. Впоследствии комиссия, занимавшаяся выяснением причин аварии, обнаружит на взлётной полосе Таллинского аэродрома шаровой болт, без которого переднее шасси не могло принять нормальное положение, и его заклинило.

Через час кружения над городом у лайнера остановился сначала один двигатель, а спустя несколько минут и второй. Позже комиссия установит, что топливомер неправильно показывал остатки авиационного бензина в баках. Самолёт на полуторакилометровой высоте начал терять скорость. Командир экипажа принял решение сажать «Тушку» на воду. Он доверил штурвал второму пилоту Василию Чеченеву, у которого уже был опыт приводнения.

Приводнение

Большую опасность для снижающегося самолёта представляли мосты через Неву, которых в Ленинграде очень много. Выбрав свободный отрезок реки, Василий Чеченев сумел посадить самолёт в ста метрах от Финляндского железнодорожного моста. Снижаясь, лайнер распугал строителей моста Александра Невского, которые со страху попрыгали в воду.

neva.jpg
Фото: Юрий Туйск.

От соприкосновения с водой Ту-124 получил несколько пробоин, в которые хлынула речная вода. Проходивший в том районе буксир «Буревестник» заметил аварийную посадку самолёта и отправился к нему на помощь. «Буревестник» отбуксировал «Тушку» к берегу, на который благополучно сошли все пассажиры и члены экипажа. Никто из них не пострадал.

Пассажиров отправили в Москву, а лётный состав на беседу в КГБ. Пилотов обвинили в разгильдяйстве, отстранили от полётов, но после заступничества пассажиров, которые писали письма во всевозможные инстанции, сняли обвинения и даже наградили.




Больше интересных историй в Яндекс.Дзен канале «Записки сибиряка».
Tags: История, СССР
Subscribe

Posts from This Journal “История” Tag

  • Первый в Сибири мотоциклетный пробег

    16 сентября 1928 года у здания омского горсовета, где также располагались городской комитет ОСОАВИАХИМ и Омский автомобильный клуб, скопилось…

  • Забытый сибирский писатель

    23 апреля 1883 года родился писатель, редактор ежедневной газеты «Жизнь Алтая» Георгий Гребенщиков, которого ставят в один ряд с Василием Шукшиным.…

  • Первая Западно-Сибирская выставка

    Идея провести выставку, призванную показать рост сельского хозяйства и промышленности Западной Сибири, появилась ещё в 1902 году, однако…

promo kovaler january 4, 17:46 5
Buy for 30 tokens
До своего тела Серафима Аркадьевна мужа допускала редко. Можно сказать, крайне редко. До свадьбы — молодыми — гуляли только под ручку, обнять себя за талию при людях Серафима Аркадьевна не разрешала. Иногда, правда, Юрий Семёнович — а тогда просто Юрка — срывал в темноте…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments